Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Образ – это конструкт, оказывающий влияние на то, как общественным сознанием воспринимаются те или иные явления, существующие в действительности. Представление о вещах, людях и предметах, которые закрепляются как верные и правильные не возникают на пустом месте. Они формируются за счет той информации, которая поступает в сознание извне. Соответственно, на то, какие образы и представления о реальности превалируют в социуме во многом оказывают влияние СМИ, социальные сети и медиа в целом. Ведь именно они являются главными ретрансляторами различных идей.
Медиаобраз – понятие более конкретное. Оно охватывает не всю совокупность представлений об окружающем мире, а конкретный аспект, связанный с тем, как общество воспринимает ту или иную личность. В этой работе мы рассмотрим этот феномен, проанализировав то, какие языковые средства используют журналисты для конструирования представления о конкретном индивиде в массовом сознании. Мы затронем не только теоретическую сторону вопроса, но и обратимся к практической, изучив его на конкретных примерах.
Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что в последнее время такие понятия как «медиаобраз» и «имидж» играют все более важное значение в информационном поле. Порой формирование определенного образа о том или ином человеке оказывается средством манипуляции массовым сознанием, которое не позволяет обществу разглядеть реальную личность за придуманной и красиво преподнесенной маской. В работе мы постараемся разобраться в том, какие средства языка способствуют формированию и закреплению тех или иных образов в массовом сознании. Анализ, который будет здесь проделан, может стать базой для последующего, более детального и углубленного изучения этой темы.
Целью работы является комплексное исследование того, какие лингвистические средства используются профессиональными журналистами для создания конкретного представления об известном человеке в обществе.
Для достижения поставленной цели будут реализованы следующие задачи:
- Дать определение понятию «медиаобраз»;
- Разобраться в том, какое влияние оказывают СМИ на общественное мнение;
- Проанализировать, какие языковые средства могут быть применены в текстах для создания того или иного представления о личности;
- Рассмотреть обозначенные выше аспекты на примере вербализации образа Елизаветы II в современных британских СМИ;
- Подвести итоги проделанной работы, выделить ключевые моменты исследования и выводы, к которым удалось прийти в ходе анализа.
В качестве предмета исследования будут выступать языковые особенности конструирования медиаобраза известной личности в различных СМИ на примере Елизаветы II.
Объектом исследования будут являться тексты из массовых («Daily Mail», «The Sun») и качественных («The Guardian», «The Daily Telegraph»¬) британских печатных СМИ.
В работе будут использованы теоретические методы исследования: анализ и синтез, а также наблюдение, индукция, дедукция, сравнение.
Теоретической базой послужат труды таких исследователей в области языкознания, журналистики, психологии, педагогики и культурологии, как Хочунской Л.В., Смирнова Д.О., Малышевой Е.Г., Галинской Т.Н., Григорьевой А.В., Гаврилова А.А., Свиридовой А.В., и других.
В качестве эмпирической базы будут взяты тексты из таких газет, как «Daily Mail», «Sun», «The Guardian», «The Daily Telegraph».
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МЕДИАОБРАЗА И ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ЕГО КОНСТРУИРОВАНИЯ В СМИ
1.1 Определение медиаобраза и его места в современном коммуникативном дискурсе
Прежде, чем говорить о том, какое значение имеет медиаобраз для современности, необходимо разобраться в самом понятии. То есть, дать определение тому, что будет подразумеваться под этим термином. Для этого мы обратимся к трудам исследователей, занимающихся изучением этого вопроса.
В статье «Феномен медиаобраза: социально-психологический аспект» доцент кафедры массовых коммуникаций РУДН Хочунская Л.В. пишет о том, что «понятие «медиаобраз» еще не имеет сложившихся, четких характеристик» [1], а также указывает на то, что многие исследователи опираются лишь на интуитивное понимание этого концепта. При этом она подчеркивает, что этот термин прочно закрепился в современном дискурсе и активно используется в качестве ключевого понятия многих работ в сфере языкознания и журналистики.
В качестве основных ключевых особенностей понятия медиаобраз Хочунская Л.В. выделяет то, что «эффективное» исследование важнейших социальных и культурных явлений событий невозможно «вне ракурса медиаобраза» [1], а также то, что сложность формализации этого термина подчеркивает его многостороннее значение и, кроме того, «детерминацию от специфики создания и восприятия» [1].
Кандидат психологических наук, заведующий кафедры психологии образования и медиапсихологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета Смирнов Д.О. в презентации «Человек и культура: диалог в медиапространстве» трактует медиаобраз как «результат взаимодействия мира автора и мире реципиента посредством медиаобъекта» [2]. Он указывает на двустороннюю направленность воздействия этого феномена: с одной стороны, медиаобраз интерпретируется в сознании реципиента через его личный опыт, с другой, понимается им как набор культурных и психологических символов, преподнесенных автором.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Хочунская Л.В. Феномен медиаобраза: социально-психологический аспект // КиберЛенинка : сайт. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-mediaobraza-sotsialno-psihologicheskiy-aspekt/viewer
2. Смирнов Д.О. Человек и культура: диалог в медиапространстве // Инфоурок : сайт. – URL: https://infourok.ru/chelovek-i-kultura-dialog-v-mediaprostranstve-4834246.html?ysclid=lq9h9684zc789064839 (дата
3. Малышева Е. Г., Гриднев Н. А. Формирование медиаобраза региона в федеральных телевизионных СМИ (на материале текстов об Омске) // Научный диалог. 2016. № 12 (60). С. 134-144
4. Галинская Т.Н. Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в современной лингвистике // КиберЛенинка : сайт. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-mediaobraza-i-problema-ego-rekonstruktsii-v-sovremennoy-lingvistike?ysclid=lq9l4j3036563811456
5. Григорьева А.В., Шмакова Л.В., Яковлева Т.Б. Лексические средства и инструменты воздействия на массовое сознание в печатных СМИ // КиберЛенинка : сайт. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/leksicheskie-sredstva-i-instrumenty-vozdeystviya-na-massovoe-soznanie-v-pechatnyh-smi
6. Гаврилов А.А. Лингвистические средства воздействия СМИ на общественное сознание // КиберЛенинка : сайт. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvisticheskie-sredstva-vozdeystviya-smi-na-obschestvennoe-soznanie/viewer
7. Свиридова А.В. Выразительные средства языка в пространстве СМИ в аспекте теории речевого воздействия // КиберЛенинка : сайт. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vyrazitelnye-sredstva-yazyka-v-prostranstve-smi-v-aspekte-teorii-rechevogo-vozdeystviya/viewer
8. Володина М.Н. Язык СМИ - основное средство воздействия на массовое сознание // Evartist : сайт. – URL: https://evartist.narod.ru/
9. Эбру, А. Языковые средства создания образа политика в СМИ / Эбру Аслан // Современная филология: теория и практика: материалы XIX международной научно-практической конференции, г. Москва, 9-10 апреля 2015. - М.: Изд-во «Институт стратегических исследований»: Изд-во «Перо», 2015.-С . 245-247.
10. Коробова, Н. В. Стратегии и тактики построения имиджа Королевы Великобритании и Северной Ирландии Елизаветы II / Н. В. Коробова, Т. Ю. Колосова, Н. А. Цыбина // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2022. — Т 13. — №4. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/09FLSK422.pdf
11. Биография Елизаветы II // ТАСС : сайт. – URL: https://tass.ru/info/15695315
12. Биография королевы Великобритании Елизаветы II // РИА Новости : сайт. – URL: https://ria.ru/20220908/koroleva-1815434379.html
13. JESSICA TAYLOR. Inside the Queen's last days at Balmoral: How late monarch refused to let Charles take over to make Liz Truss PM, telling aides 'it's MY job' - and family members each got to spend a private moment alone with her after she slipped away // DailyMail : сайт. – URL: https://www.dailymail.co.uk/femail/article-12796111/Inside-Queens-days-Balmoral-Late-monarch-told-aides-job-suggested-Charles-make-Liz-Truss-PM-family-members-got-spend-private-moment-slipped-away.html?ico=topics_pagination_desktop
14. Becky Pemberton. Prince Harry once gave the Queen a racy present for Christmas & it went down surprisingly well // The Sun : сайт. – URL: https://www.thesun.co.uk/royals/25079439/prince-harry-queen-racy-present-christmas/
15. Aamna Mohdin. Historians concerned after Queen Elizabeth II’s letters entrusted to aide // The Guardian : сайт. – URL: https://www.theguardian.com/uk-news/2023/sep/24/queen-elizabeth-letters-entrusted-to-loyal-aide
16. Lizzie Roberts. Late Queen insisted on ‘military-style’ exercise for final Platinum Jubilee balcony appearance // The Daily Telegraph : сайт. – URL: https://www.telegraph.co.uk/royal-family/2023/04/08/queen-elizabeth-platinum-jubilee-wheelchair-robert-jobson/